На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

МАСТЕР КЛАСС!!!

178 подписчиков

Русский сарафан. Пять типов сарафанов со схемами

  4028618_002q23x9 (299x450, 27Kb)























 

Первое, что приходит в голову когда думаешь о русском костюме это сарафан. Их носили не только крестьянки, но и зажиточные женщины- барыни. Сарафан надевали прямо на рубаху. Некоторые богатые невесты шили себе свадебный наряд, состоящий из сарафана, рубахи, передника, нескольких поясов и головного убора. Не забывали и про украшения. Под сарафан надевалось несколько юбок для того, чтобы девушка выглядела полнее, так же эти юбки являлись нижним бельем. Первые сарафаны были как с рукавами, так и без них. А рукава являлись съемными.
Вторым значим элементом женского русского народного костюма, встречавшимся в большинстве регионов, в особенности северных, являлся сарафан. Сарафан носили крестьянки и в будни, и в праздники, и на работе, и дома. Сарафаны изготовляли из холста, домотканого сукна, крашенины, пестряди, набойки и фабричных тканей (китайки, шелка, парчи, узорного ситца). Декором служила вышивка, ленты, цветные полоски ситца, гарус, галун, бахрома.

 Термин "сарафан" впервые появился в русских письменных источниках XIV в. (Никоновская летопись, 1376 г.). "Сарафаном", "сарафанцем" называлась не только женская, но и мужская одежда кафтанообразного покроя, известная в княжеском и бойком быту в XIV—XVII вв. Область распространения сарафана в основном соответствовала границам русского государства XVI-XVII вв. Этот вид одежды сформировался в период обособления великорусов от других восточнославянских народов. Сарафан как женская одежда упоминается в XVII в. Однако, как читают исследователи, это не исключает того, что женская одежда типа сарафана была и раньше под другими названиями. Так, например, термин "косий" относится еще к XVI в., а "сукман" упоминается в документах на рубеже XVI-XVII вв.

По форме и конструкции сарафан - это высокая юбка, закрепленная на плечевом поясе с помощью бретелей, или безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. В связи с этим прослеживается созвучие сарафана с одной из разновидностей национальной одежды древних египтянок - платьем "калазирис". Предполагаются два способа возникновения лямок - через сужение линии плечевого среза или путем замены первоначальных наплечных пряжек - фибул, соединявших крал плащевидной одежды, завязками из ткани.

Слово "сарафан" происходит от иранского "сарапа", что означает "с ног до головы". Кроме термина "сарафан", ставшего нарицательным, известно множество других названий этого элемента русского народного костюма.

Сарафан из окрашенного холста в Архангельской и Вологодской губерниях назывался "сандальником", "кубовником", "красильником", "тесемочником", "гарусником", из фабричной ткани - "кумашником", "китаешником" и др. В Новгородской, Псковской, Тверской и других северных губерниях наиболее часто встречаемый там синий холщовый сарафан (а также кумачовый и китайчатый) назывался часто "ферязью". В Московской губернии, а также Смоленской и Курской синие сарафаны известны были под названием "салнов". В отдельных районах Архангельской губернии такие сарафаны черного цвета известны под названием "кундышей".

Большая часть названий чисто русская и характеризует: конструкцию сарафана (дольник, клинник, косоклинный, семиклинный, сорококлин, круглый, лямошник; костыч - от "костыли" - клинья и др.); ткань, из которой он изготовлен (сукман, кумашник, китаешник, атласник, шелковик, штофник, кашемирник, ситцевик, пестрлдильник, клетовник; достольник - от "достоль" - бумага, самотканник и др.); цвет ткани (маренник, сандальник, набивник, троекрасочник и др.).

Относительно русского народного сарафана исследователи отмечали, что форма сарафана тяготеет совсем не к Востоку, как это, казалось бы, следует из самого термина, а к Западу.

Некоторые считают, что русский сарафан созвучен с европейской средневековой одеждой сюркот - наплечной одеждой с глубокими вырезами-проймами, без рукавов или с декоративными рукавами.

С течением времени сарафан изменялся конструктивно, менялись названия и используемые для него ткани.

Выделяют четыре основных типа сарафана. Существовала также и наиболее поздняя форма его - на кокетке. Поэтому ниже представлено пять типов, которые располагаются в хронологическом порядке от наиболее древнего образца к наиболее позднему:
4028618_tunikoobrazniy_sarafan (527x480, 46Kb)
1. Туникообразный сарафан

4028618_kosoklinniy_sarafan (640x260, 46Kb)
2. Косоклинный сарафан

4028618_priamoy_sarafan_1_ (614x480, 83Kb)
3. Прямой сарафан

4028618_sarafan_s_lifom_1_ (640x376, 49Kb)
4. Сарафан с лифом

4028618_sarafan_s_lifom_na_koketke (640x260, 45Kb)
5. Сарафан с лифом на кокетке

1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак - цельные передние и задние полотнища.

2. Косоклинный сарафан. Основным признаком его являются два полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, по бокам - косые клинья, не доходящие до проймы.

3. Прямой сарафан. Основной признак - цельные прямые полотнища, собранные вверху в мелкие складки или сборки.

4. Сарафан с лифом. Основной признак - наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину

5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.
источник
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх